ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ В ТЕХНОЛОГИИ БЕТОНА


Постоянная и эффективная экономия материальных, энергетических и трудовых затрат в производстве бетона и железобетонных конструкций и изделий является важнейшей народнохозяйственной задачей. На ее решение направлены правильный выбор материалов для бетона, определение оптимального состава бетона, рациональная организация его производства. Заданные свойства бетона должны обеспечиваться при минимальном расходе материальных, энергетических и трудовых ресурсов.

Наиболее дорогим и энергоемким компонентом бетона является цемент. Расход условного топлива на производство портландцемента М400 составляет около 280 кг/т, М600 — 345 кг/т, в то время как на производство природных заполнителей расходуется 3..6 кг/м'1 и искусственных легких заполнителей 90... 130 кг/м3 условного топлива, поэтому экономия цемента — важнейшая задача технологии бетона. Применяя различные способы экономии цемента, можно сократить расход цемента на 10... 25% по сравнению со средними статистическими данными для рядовой технологии.

Наиболее реальные способы экономии цемента следующие: правильный выбор цемента в зависимости от прочности бетона и условий эксплуатации; введение в бетон суперпластификаторов, пластифицирующих, воздухововлекающих и комплексных добавок, уменьшающих водопотребность бетонной смеси (особенно эффективно применение добавок в производстве высокопрочных и морозостойких бетонов); применение бетонных смесей с минимально допустимой по условиям формования изделий и конструкций подвижностью (для производства сборного железобетона, как правило, жестких и малоподвижных смесей); применение чистых заполнителей оптимального зернового состава и максимальной крупности, допустимой из условий бетонирования конструкций.

НАЗНАЧЕНИЕ КЛАССА БЕТОНА

Важное значение имеет правильное назначение класса бетона. Завышение его, что иногда имеет место в связи с неблагоприятными условиями последующего твердения или для передачи усилий преднапряжения на горячий бетон, ведет к перерасходу цемента. Расход цемента М400 в бетоне прочностью 30 МПа по сравнению с бетоном прочностью 20 МПа возрастает на 31%, 40 МПа — на 64%, 50 МПа — на 102%). Окончательное суждение о правильности принятого решения требует, однако, учета различных факторов, а не только расхода цемента на 1 м3 бетона. Применение бетона высокой прочности позволяет уменьшить размеры некоторых изделий и тем самым снизить расход бетона на их изготовление, шире использовать предварительное напряжение арматуры. В этом случае необходимо учитывать расход цемента на единицу чистой продукции, а также принимать во внимание другие положительные факторы, полученные за счет применения более легких и прогрессивных конструкций.

ПОВЫШЕНИЕ МАРКИ ЦЕМЕНТА

При выборе решений необходимо учитывать как интересы конкретного производства, так и общий народнохозяйственный эффект. Повышение марки цемента ведет к снижению его расхода в бетоне, однако цемент высоких марок производит ограниченное количество заводов. Применение этого цемента для бетонов низких и в ряде случаев даже для средних марок не только может привести к его нерациональному использованию из-за невозможности значительного снижения расхода цемента ввиду необходимости обеспечения плотности бетона, но вызывает резкое увеличение средней дальности перевозок цемента, потребности в вагонах, излишнее расширение складского хозяйства на заводах сборного железобетона. В результате экономический эффект, полученный за счет снижения расхода цемента, не покрывает возросших транспортных и других расходов. С точки зрения обеспечения максимального народнохозяйственного эффекта целесообразно разумно использовать в обычных бетонах рядовые марки цемента, одновременно широко применяя суперпластификаторы и другие химические добавки, качественные местные заполнители и рациональную технологию бетона Цемент высоких марок применяют в высокопрочных и специальных бетонах при соответствующем технико-экономическом обосновании

На долю цемента приходится большая часть суммарных энергетических затрат в производстве бетона. В среднем на производство 1 м3 тяжелого бетона расходуется 110 210 кг условного топлива, из них 65 . 75% топлива необходимо на производство цемента. 2 ..3% топлива расходуется на получение заполнителя, 10... 15% — на различные технологические операции по изготовлению бетона и железобетонных изделии, 13 18% — на тепловую обработку изделий Суммарный расход топлива увеличивается в основном из-за повышения расхода цемента, так как расход топлива на другие нужды практически изменяется мало, составляя в среднем 40...50 кг/м?. Возможное изменение средних энергозатрат на производство бетона показано в табл. 20.3 (при применении подвижных бетонных смесей).

ЭНЕРГОЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО БЕТОНА

При выборе решений необходимо учитывать как интересы конкретного производства, так и общий народнохозяйственный эффект. Повышение марки цемента ведет к снижению его расхода в бетоне, однако цемент высоких марок производит ограниченное количество заводов. Применение этого цемента для бетонов низких и в ряде случаев даже для средних марок не только может привести к его нерациональному использованию из-за невозможности значительного снижения расхода цемента ввиду необходимости обеспечения плотности бетона, но вызывает резкое увеличение средней дальности перевозок цемента, потребности в вагонах, излишнее расширение складского хозяйства на заводах сборного железобетона. В результате экономический эффект, полученный за счет снижения расхода цемента, не покрывает возросших транспортных и других расходов. С точки зрения обеспечения максимального народнохозяйственного эффекта целесообразно разумно использовать в обычных бетонах рядовые марки цемента, одновременно широко применяя суперпластификаторы и другие химические добавки, качественные местные заполнители и рациональную технологию бетона Цемент высоких марок применяют в высокопрочных и специальных бетонах при соответствующем технико-экономическом обосновании

На долю цемента приходится большая часть суммарных энергетических затрат в производстве бетона. В среднем на производство 1 м3 тяжелого бетона расходуется 110 210 кг условного топлива, из них 65 . 75% топлива необходимо на производство цемента. 2 ..3% топлива расходуется на получение заполнителя, 10... 15% — на различные технологические операции по изготовлению бетона и железобетонных изделии, 13 18% — на тепловую обработку изделий Суммарный расход топлива увеличивается в основном из-за повышения расхода цемента, так как расход топлива на другие нужды практически изменяется мало, составляя в среднем 40...50 кг/м?. Возможное изменение средних энергозатрат на производство бетона показано в табл. 20.3 (при применении подвижных бетонных смесей).

ПОТЕРИ ЦЕМЕНТА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Необходимо всемерно бороться с потерями цемента на производстве. Эти потери возникают из-за применения горячего цемента с признаками ложного схватывания, неудовлетворительной организации транспорта и складирования цемента, смешивания цемента разных марок, низкого качества нерудных материалов, несовершенства формовочного оборудования и изготовления изделий с завышенной толщиной. Четкая организация производства позволяет сократить непроизводительные потери и сэкономить до 10% цемента в год.

Для сокращения трудовых затрат в производстве бетона и сборных железобетонных изделий решающее значение имеют широкая механизация и автоматизация технологических операций, использование роботов, манипуляторов и управляющих автоматических комплексов. Для более рационального производства необходимо применение бетонных смесей с хорошей удобоукладываемостыо, химических добавок, особенно суперпластификаторов и комплексных добавок на их основе, применение для производства ряда изделий литых бетонных смесей.

С современных условиях имеется широкий выбор средств и мероприятий, обеспечивающих экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов в технологии бетона и сборного железобетона. Всемерная экономия всех видов ресурсов — задача разносторонняя, и ее решение требует комплексного подхода, высокой организованности действий всех участников производственного процесса.



Источник: литература «Технология бетона» Ю.М. Баженов

Дополнительная информация по ссылке: http://beton-trans.com.ua/beton.html


Навигация по разделам